СКОРОГОВОРКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на всё можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?
Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, чётко и без запинок, они предназначены для проговаривания вслух. Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон!
На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было нелегко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить.
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный изанятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с ребёнком времени.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой и понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают, и понимать смысл высказывания.
Скороговорки - это самое настоящее развлечение. Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как учить скороговорки?
1. Сначала нужно выучить скороговорку.
Проговорите её ребёнку сначала очень медленно и чётко, как будто по слогам. Если скороговорка длинная, разбейте её на части. Следите, чтобы ребёнок не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
2. После того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Чтение скороговорки шёпотом. Очень важно, чтобы именно шёпотом, а не шипя или тихо, ребёнок чётко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития интонационной выразительности.
6. Когда ребёнок хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести её чуть быстрее, потом еще быстрее.
7. Начинайте с самых простых и лёгких скороговорок. При этом дети могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Каждому звуку – своя скороговорка
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определённые навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Для звука [б]
Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]
Водовоз вез воду из водопровода.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Для звука [п]
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Пёк Макар пироги в печи,
Пироги из печи горячи.
Для звука [д]
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
Для звука [ж]
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звука [т]
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Для звуков [з], [з’]
Зимним утром от мороза на заре звенят березы
Для звука [ц]
Цыплята и курица пьют чай на улице.
Для звука [к]
Около кола колокола.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Для звука [ч]
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Ткёт ткач ткани на платки Тане
Для звука [г]
Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звуков [с], [с’]
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня
У Сени и Сани в сетях сом с усами
Кoсаpь кoсил, кoсу носил,
Коси, коса, пока poса.
Роса дoлoй — косец домой.
Для звука [ш]
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Для звука [х]
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Осип охрип, Архип осип.
Для звука [щ]
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Для звука [л]
Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
Пoлосатые паласы
Пoлоскала дочка Власа.
Пoлоскала, полоскала –
Пoлосатой речка стала.
Для звука [р]
Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека — в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор
Е. Лаптева «Лучшие скороговорки
для развития речи детей» 2016г.
С. Н. Савушкин «Скороговорки.
Для детей от 5 лет» 2016 г.