Рост и развитие ребенка — сложный процесс. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, под влиянием большой и неравномерной нагрузки он может легко деформироваться. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел, правильно двигался. Ведь при нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата.
Деятельность сердечно - сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а физические упражнения прекрасно ее тренируют, благодаря чему улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.
В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. Но носовые и легочные проходы у детей сравнительно узки, что приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою воздуха, а у растущего организма потребность в кислороде большая. Вот почему так важны игры, упражнения на свежем воздухе. Родителям необходимо также следить за правильностью вдоха и выдоха при выполнении движений.
Разные группы мышц у дошкольников развиты неодинаково. Особенно важно достичь равномерного развития тех мышц спины, брюшного пресса и плеч, которые будут способствовать выработке правильной осанки. В этом также существенную роль сыграют физические упражнения.
Одним из компонентов роста и развития является развитие движений. У дошкольников еще нет четкости движений при ходьбе. Для их бега характерен не легкий и ритмичный, а мелкий и семенящий шаг. Дети этого возраста охотно играют с мячом, но поймать мяч, далеко его бросить, попасть в цель им еще трудно, так как их движения недостаточно согласованы, слабо развит глазомер. Они быстро утомляются от однообразных движений и отвлекаются от занятий.
Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от его ловкости, быстроты, силы и выносливости, то есть от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, центральной нервной системы, но и о физической подготовленности ребенка.
Малыш овладевает необходимыми двигательными навыками постепенно, поэтому необходимо соблюдать определенную последовательность в освоении движений, правильно сочетать основные виды движений и упражнений.
Вот некоторые рекомендации:
• сочетать различные виды ходьбы с видами бега (помогает ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении)',
• упражнения на равновесие: освоение ходьбы и бега на уменьшенной и приподнятой от земли площади опоры;
• обучение прыжкам: от простых упражнений в подпрыгивании на месте к более сложным — спрыгиванию, прыжкам в длину с места и с продвижением вперед;
• игры и упражнения с мячом: прокатывание мяча, бросание его о землю, в цель, на дальность;
• упражнения в лазании: от несложных упражнений в ползании, перелезании к более трудным заданиям — влезанию на гимнастическую стенку, лесенку
Организм ребенка на разных этапах неодинаково восприимчив к физической нагрузке. Ученые выделяют у дошкольников несколько критических этапов: 3-й 5-й и 7-й годы жизни, когда происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка энергообеспечивающей и двигательной функций.
Также доказано, что дети от 4 до 5 лет развиваются наиболее интенсивно и гармонично Знание критических периодов в развитии функциональных систем организма малыша, в том числе двигательной, позволяет установить оптимальные сроки обучения и воспитания.