Игры для развития фонематического слуха
Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители часто жалуются - у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.
- Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра: «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробку крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребенок должен угадать, какой предмет звучит.
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
« Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
- Различение сходных по звучанию слов.
«Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
- Различение слогов.
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов: па-па-па-ба-па, фа-фа-фа-ва-фа. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
- Различение звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит – з-з-з, вода шумит – с-с-с, кузнечик стрекочет – ц-ц-ц, ветер шумит – ш-ш-ш, поезд едет – ч-ч-ч, жук жужжит – ж-ж-ж, собака рычит – р-р-р. Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает кто (что) его произносит.
Н. В. Дурова
«Развитие фонетико-фонематического
слуха у детей 3 7 лет. Игры и
упражнения»
Школьная пресса, 2020 г.