ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ГЕРБ ГОРОДА
Цель: закрепление представлений детей о гербе родного города.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурные шаблоны этого же герба; «мозаика» гербов в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть гербы и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
- Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
- Дети собирают гербы без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
- Детям предлагается собрать гербы города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
- Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.
РАЙОН, В КОТОРОМ ЖИВЁТ ДЕТСКИЙ САД
Цель: закрепление представлений о районе города, в котором находится детский сад.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков; «бабушкина энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад. Если фишка попадает на красное поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадает на зелёное поле, то ребёнок может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии».
Примечание. Если ребёнок не знает ответа на вопрос «красного поля», он может воспользоваться подсказкой «бабушкиной энциклопедии», но пропускает ход; «бабушкину энциклопедию» необходимо показать и прочитать детям предварительно.
ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА
Цель: закрепление представлений об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД
Цель: закрепление представлений об архитектуре современных зданий и сооружений.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Ход игры
Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
- Как называется наша страна?
-Как называется город, в котором вы живёте?
-Как давно был основан наш город?
-Какие улицы города вы знаете?
-Как называется улица, на которой ты живёшь?
-Какие памятники нашего города вы знаете?
-Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
-Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
-Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фотография здания планетария.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ
Цель: закрепление представлений о родном городе.
Материал: альбом фотографий родного города.
Ход игры. Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель: закрепление представлений о городах области.
Материал: карта Минской области с отмеченными городами, таблички с гербами и названиями городов.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями.
ФЛАГ БЕЛАРУСИ
Цель: закрепление представлений о флаге своей страны.
Материал: полосы красного, зелёного цветов, белая полоска с орнаментом.
Ход игры. Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?
Цель: закрепление представлений о знаменитых людях родного города.
Материал: портреты известных соотечественников.
Ход игры. Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
(домино)
Цель: закрепление представлений о народных промыслах.
Материал: фишки домино с изображением народных промыслов.
Ход игры. Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.
СОБЕРИ УЗОР
Цель: закрепление представлений о народных промыслах.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры. Дети собирают картинки из фрагментов.
ПТИЦЫ НАШЕЙ СТРАНЫ
Цель: закрепление представлений о птицах родной страны.
Материал: карточки с изображениями птиц.
Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашей стране или нет.
ОДЕНЬ КУКЛУ
Цель: закрепление представлений о национальной одежде.
Ход игры. Дети одевают куклу в национальную одежду.
</article>