ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Наиболее часто гибель дошкольников происходит на пожарах. Ежегодно на них в Беларуси гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникновения пожаров — самые разнообразные.
Огонь всегда привлекал детей. Малыши видят, как появляются огненные языки пламени, когда родители зажигают спички. И ничего страшного не происходит. Однако, если не объяснить вовремя ребенку об опасности, сопровождающей даже крохотный огонек, пожара не миновать.
Во многих случаях причиной возникновения пожара по вине дошкольников становятся игры с различными горючими средствами и материалами, к которым относятся спички и зажигалки, свечи и факелы, электроприборы (утюги, обогреватели и т. п.), бенгальские огни, бензин или тара из-под него. Как правило, это происходит в местах, представляющих большую опасность (сараи, сенохранилища, подвалы, чердаки, жилые помещения), если дети находятся там без взрослых.
Опасность возгорания может поджидать ребенка и на улице. Начало лета совпадает с обильным цветением тополей. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Он проникает в слуховые окна чердаков, забивается в подвалы. Для ребят этот пух — предмет забав: стоит поднести спичку — и он вспыхивает, как порох. Огонь скользит по нему, как по бикфордову шнуру, пробегая десятки метров, и часто заканчивается пожаром. Нередко дети школьного возраста, которые зажигали пух, успевали убежать, а малыши получали ожоги.
Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно, телевизор. А ведь телевизор нередко бывает источником возникновения пожара. Около половины массы этого электроприбора составляют полимерные материалы, которые при горении выделяют токсичные вещества, способные вызвать отравление. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях. В результате — пожар. А ведь его можно было предотвратить, выдернув вилку из розетки.
Перечисленные выше причины возникновения пожаров, в результате которых пострадали дети, наиболее часто встречающиеся. В большинстве их дети не смогли избежать беды из-за своей неподготовленности к действиям в той или иной экстремальной ситуации. Однако дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым — это опасность, от которой нельзя спрятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. Знание детьми элементарных правил безопасности и умение сориентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских шалостей.
Детям второго-третьего годов жизни необходимо прививать первичные навыки пожарной безопасности: разъяснить им, почему нельзя зажигать спички, играть с ними, включать без разрешения взрослых утюг, телевизор, обогреватель и т. д. Знакомить детей с правилами поведения в случае возникновения пожара: не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как их там могут не найти, а нужно громко звать на помощь взрослых.
Дети четвертого-пятого годов жизни уже не столь зависимы от взрослых, как дети второго-третьего годов жизни. Родители все чаще оставляют их без присмотра, возрастное любопытство дошкольников дополняется недооценкой опасности — все это нередко приводит к возникновению пожара. Подражая взрослым, в их отсутствие дети стараются использовать в игре спички, бытовые приборы, понимая, что делать это им запрещено. Поэтому в случае возгорания они стараются спрятать загоревшуюся книжку, игрушку, одежду или другие предметы, чтобы избежать наказания, не зовут на помощь взрослых, хотя сами не только не умеют ликвидировать небольшое загорание в начальной стадии, но и самостоятельно спастись.
В этом возрасте детям следует продолжать прививать навыки пожарной безопасности, разъясняя им, к чему могут привести игры со спичками, бенгальскими огнями или свечами и т. д. Учить их правильному поведению в случае возникновения даже небольшого загорания: нужно сразу же бежать за помощью к взрослым, не следует прятаться в шкафах, под кроватями и в других местах, так как можно сгореть или задохнуться в дыму.
Детям шестого-седьмого годов жизни уже свойственна большая самостоятельность, поэтому необходимо заострять их внимание на возможных опасностях, возникающих в результате той или иной самостоятельной деятельности. Старшим дошкольникам необходимо запомнить, какие игры могут закончиться пожаром, в результате которого огонь уничтожит все вокруг, и сами они получат сильные ожоги. Взрослые должны научить детей четко разграничивать понятия полезного и опасного огня.