Художественно - эстетическое воспитание детей в семье
Воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка имеет огромное значение, т.к. восприимчивость к прекрасному не только обогащают жизнь человека, но и организуют и направляют его поведение и поступки.
Поэтому родители могут помочь развить у ребенка эстетическую восприимчивость ко всему окружающему. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства: он тянется к нарядной игрушке, ощущает удовольствие, слушая веселую песенку, восторженно восклицает, видя красивый цветок или яркую бабочку. Но мы, к сожалению, не всегда обращаем на это внимание. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Ребенок, способный любоваться бабочкой или цветком, сумеет более бережно подойти к ним, будет стараться не навредить им, не сломать. Эстетические чувства и отношения являются предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшное в человеке, в ребенке, в подростке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Необходимо систематически поощрять ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими. Любая экскурсия на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребенка. Надо обращать внимание на особенности и красоту окружающих в парке деревьев, величие и четкость линий городских зданий, яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Большие возможности для развития художественно - эстетической восприимчивости дает изобразительная деятельность. Рисуя, ребенок не просто изображает те или иные предметы или явления, он выражает свое отношение к изображаемому. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. И здесь необходимо вовремя заметить эту тягу ребенка к творчеству и поддержать его. Необходимая помощь в изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье, матери. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.